Forbes Казахстан,
10 июля 2014 г.
Обязательное медстрахование в Казахстане необходимо 897 просмотров
Интервью экс-главы ФОМС Талапкера Иманбаева Forbes.kz с новой силой разожгло споры о том, удастся ли вторая попытка внедрения в Казахстане системы обязательного медицинского страхования. Чего ждать от этой инициативы властей и как изменить отношение казахстанцев к собственному здоровью, рассказал в интервью нашему сайту первый зампред правления СК «Коммеск-Өмiр» Владимир Акентьев.
Первый зампредседателя правления СК «Коммеск-Өмiр» Владимир Акентьев – в числе давних сторонников идеи реанимации ФОМСа. Но делать это нужно, по его мнению, только после серьезной реформы системы медицинского обслуживания и повышения качества оказания медуслуг.
F: Владимир Леонидович, первый вопрос очень простой – вы «за» или «против» обязательного медицинского страхования?
- Я, наверное, самый ярый сторонник обязательного медицинского страхования и говорю об этом уже с 2005.
F: Какие у вас аргументы в его пользу?
- Все просто. В нашей Конституции записано, что мы социальное государство, в котором высшей ценностью является человек, и в этом смысле доступ к медицинским услугам – один из важных моментов госполитики. Сейчас есть гарантированный минимум медицинской помощи, который оплачивается из бюджета. Есть добровольное медстрахование, когда человек сам покупает страховку и может получить дополнительное медицинское обслуживание по своему выбору. Самая дорогая страховка включает медицинские операции за границей. Такой страховой полис может быть частью соцпакета, тогда расходы несет работодатель. И все-таки для большинства населения добровольное страхование довольно дорогое. Так вот, я за то, чтобы был не гарантированный, а необходимый минимум медицинских услуг.
Объясню, в чем разница. Если человеку нужна дорогостоящая операция, а собственных средств ему не хватает, то у него должна быть возможность оплатить ее как раз через систему обязательного медицинского страхования.
F: Как вы представляете себе эту систему?
- Основатель крупнейшей страховой компании англичанин Эдвард Ллойд говорил: «Страхование – это вклад многих в несчастье некоторых». То есть система страхования, в нашем случае обязательная медицинская страховка, как раз обеспечит равный доступ к медицинским услугам для казахстанцев. Нам не нужно «изобретать велосипед» и придумывать что-то с нуля. Например, в Германии эта система давно работает. Ее участниками являются три стороны – часть обязательных взносов платит работодатель, часть – сам работник, и частично участвует государство. В результате получается нормальная медстраховка.
Конечно, там действуют определенные ограничения на медуслуги и нет такого, что «все включено», потому что когда есть обязаловка, всегда есть границы – тарифы или максимальная сумма на человека в год.
F: Казахстанские работодатели готовы взять на себя дополнительную нагрузку? Это же, наверное, немалые деньги!
- Популярный советский лозунг «Кадры решают все» актуален по сей день. Ведь люди, человеческий капитал – самое дорогое. В странах с рыночной экономикой это тем более актуально. Работодателю дешевле купить медицинскую страховку, которая в том числе даст возможность работнику регулярно проходить медицинское обследование, то есть заниматься профилактикой заболеваний, а не их долгим лечением. Здоровый сотрудник будет стабильно работать, а не приносить убытки из-за болезней. К сожалению, в нашей стране работодатели скорее экономят на страховке или думают, что экономят, хотя потери от того, что ценный сотрудник может «выйти из строя», могут быть гораздо больше.
F: А сами казахстанцы сильно пекутся о своем здоровье?
- Если прямо говорить, то большинство относится к своему здоровью безответственно, а ведь это самое дорогое, что есть у человека. Очень сильная разница по гендерному признаку. Мужчины гораздо меньше следят за своим здоровьем. Я сам за последние 43 года на бюллетене не был ни одного дня, в больнице был 3 раза. У меня есть страховой полис, но главное - повезло со здоровьем. Женщины в целом более внимательны в этом вопросе. Они как раз следят не только за своим здоровьем, но и за здоровьем детей и мужей.
Конечно, на то есть объективные причины. Я уже говорил, что для большинства людей поход к врачу – довольно дорогое удовольствие. Скорее необходимость. Средняя зарплата в стране – 120 тыс. тенге. В частных клиниках прием, консультации врачей, тем более процедуры стоят недешево. Причем, надо прямо говорить, качество услуг зачастую не выдерживает критики и не зависит от их стоимости. Есть много частных клиник, где средний гражданин вряд ли сможет позволить себе лечиться. При этом уровень обслуживания в них будет примерно на том же уровне, что и у более дешевых медцентров.
F: Введение системы обязательного медицинского страхования решит эту проблему?
- Я пока видел только общие подходы, которые подготовило правительство, но детальная проработка еще не готова. Торопиться в этом вопросе нельзя. Вводить систему обязательного медстрахования и не решать вопрос с качеством оказания медуслуг было бы неправильно. По опыту работы в добровольном медстраховании знаем, что жалоб на страховые компании, которые не оплатили счета, нет, но есть жалобы на врачей. Многие из тех, кто давал клятву Гиппократа не до конца понимают, что это значит. Один простой пример: при головной боли можно выписать анальгин за 40 тенге, а можно солпадеин за 1000 тенге. Некоторые врачи неоправданно «нагружают» больных, отправляют их покупать лекарства в аптеках, с которыми они договорились на выгодных условиях. Государство планирует создать специальный фонд, который будет аккумулировать денежные средства и управлять ими. При этом можно было бы дать возможность и частным страховым компаниям работать параллельно с фондом.
F: В чем может заключаться работа «частников»?
- Мы уже сейчас самостоятельно занимаемся селекцией медицинских центров и клиник. Если видим, что на кого-то часто жалуются, то разрываем договор. Пусть государственные и частные клиники конкурируют друг с другом, ведь государственные получают дотации из бюджета и, по большому счету, перед ними не стоит вопрос качественного оказания услуг! Поэтому нужно поставить их в равные условия с частными клиниками. В госклинике должен быть экономист, который будет планировать поступления и бюджет, а не только выбирать государственные деньги. Это крайне важно при введении системы обязательного медицинского страхования, чтобы не содержать тех, кто не умеет работать. Поэтому еще раз повторюсь, я не сторонник быстрого внедрения новой системы. Страховые компании готовы начать работать в новых условиях и страховать, но завтра люди пойдут к тому же врачу, в той же очереди будут сидеть, ведь количество больных не уменьшится. Поэтому сначала нужна реформа системы здравоохранения и оказания медицинских услуг.
И все-таки, главное – менять нашу психологию. У нас до сих пор много людей, которые считают, что государство должно выучить, вылечить, дать жилье, работу. Если мы живем в условиях рыночных отношений, то должна быть собственная ответственность за свою жизнь, за ее качество, в том числе за здоровье. Можно жаловаться на врачей, дороговизну лекарств, но нужно понять, что мы сами в ответе за свое здоровье. Люди скорее готовы заботиться об автомобиле, но при этом не заботиться о себе. Машина со временем стареет, человеческий организм тем более. Значит, начинать нужно со здорового образа жизни, а медицина уже потом.
Тимур ДЖУМАЖАНОВ
Вся пресса за 10 июля 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Регулирование, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
23 июня 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Fitch сохраняет нейтральный прогноз по европейскому страховому сектору в середине года

|
|
Курские известия, 23 июня 2025 г.
В Курске суд отказал страховой компании в предоставлении автомобиля на осмотр

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Перестрахование демонстрирует стабильность на фоне глобальной неопределенности — итоги конференции S&P

|
|
Интерфакс, 23 июня 2025 г.
РСА определил 10 регионов с максимальной долей судебных издержек по ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Платные услуги по управлению рисками — возможность стимулировать рост страховщиков

|
|
Парламентская газета, 23 июня 2025 г.
Штрафы для таксистов без страхового полиса могут снизить в 25 раз

|
|
КонсультантПлюс, 23 июня 2025 г.
ВС РФ: Казначейство вправе проводить финансовый контроль в частных клиниках, работающих по ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Страхование длительного ухода в Китае снижает катастрофические расходы пожилых людей

|
|
Коммерсантъ-Уфа, 23 июня 2025 г.
«Уфаводоканал» заплатит 600 тысяч рублей за затопленный стоками автомобиль

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Кибератаки бьют по акциям: ущерб репутации снижает рыночную стоимость компаний на 27%

|
|
МК в Новосибирске, 23 июня 2025 г.
Новосибирская область в топ-3 по россии по мошенничеству с ОСАГО

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 23 июня 2025 г.
Топ-менеджеров трех крупных страховых компаний задержали в Минске за получение взяток

|
|
РИА Новости, 23 июня 2025 г.
Сорокина: цель страховщика — соблюсти грань между удобством и безопасностью

|
|
Комсомольская правда-Пермь, 23 июня 2025 г.
Медкарта в телефоне: как пермякам, не выходя из дома, узнать информацию о пройденном лечении

|
|
МК в Германии, 23 июня 2025 г.
Германия — Богатые платят больше? Где граница между налогом и социальной справедливостью

|
|
IT Channel News, 23 июня 2025 г.
У 40% россиян после утечки данных пытались взломать аккаунты

|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 23 июня 2025 г.
«Получили десятки тысяч евро и долларов». Три гендиректора крупных страховых компаний в Минске задержаны за взятки

|
 Остальные материалы за 23 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|